zakaz@ntrans-container.ru

Написать на Почту

Звонок в любое время

609 Малая Никитская,

Москва, Россия

Что такое контейнерный терминал? Типы и ведущие операторы терминалов

Вам интересно узнать, как работают контейнерные терминалы, а также чем они отличаются от терминала и порта? Это ваш шанс узнать всё необходимое. Кроме того, вы узнаете, как сэкономить на портовых сборах и комиссиях, используя контейнеры SOC.

Контейнерные терминалы, как и контейнерные порты в целом, являются важнейшей частью цепочки поставок. Они играют жизненно важную роль в росте и развитии страны и способствуют экономическим, политическим и торговым отношениям по всему миру.

В последние годы значение портов и терминалов возросло, поскольку частная собственность постоянно растёт. И не без оснований. Давайте узнаем больше о том, что делает эти объекты такими важными и необходимыми.

Что такое контейнерный терминал?

Основная функция контейнерного терминала — обеспечение перевалки грузовых контейнеров и грузов между судами и другими видами транспорта, такими как грузовики и поезда. Терминалы также выполняют функции контрольно-пропускных пунктов, где суда досматриваются, загружаются и разгружаются. Возможно, вы слышали, как термины «контейнерный терминал» и «контейнерный порт» используются как взаимозаменяемые. Однако терминалы и порты — это не одно и то же. Давайте теперь разберёмся в этих различиях.

Ключевые различия между контейнерным терминалом и контейнерным портом
Контейнерный порт — это станция, используемая для коммерческой и торговой деятельности, такой как погрузка и разгрузка грузов. Порты обычно расположены в гаванях и используются в коммерческих целях. Помимо разгрузки товаров, порты также используются для высадки пассажиров и обслуживания судов.
Терминал, в свою очередь, — это определённая зона в порту. В одном порту существует множество различных контейнерных терминалов, каждый из которых предназначен для обработки определённых видов товаров и материалов. Например, существуют отдельные терминалы для газа, нефти, строительных материалов и транспортных средств. Деятельность терминалов включает временное хранение контейнеров, техническое обслуживание и ремонт, а также иногда консолидацию и деконсолидацию грузов.

Теперь давайте рассмотрим роль контейнерных терминалов в общем процессе грузоперевозок.

Роль контейнерных терминалов в процессе доставки

Как уже упоминалось выше, основная роль терминала заключается в соединении морского транспорта (т.е. судов) с другими видами транспорта, такими как грузовики, поезда и баржи.
Терминалы служат связующим звеном между странами. Они позволяют доставлять грузы конечным потребителям и служат важным распределительным узлом. Из этого узла товары могут перевозиться по железной дороге, автомобильным дорогам и каналам до конечного пункта назначения.

Итак, какие существуют виды контейнерных терминалов? Терминалы, расположенные в морских портах, мы называем морскими терминалами. Когда перевалка осуществляется между железной дорогой и автомобильным транспортом, терминал называется внутренним контейнерным терминалом. Такие терминалы расположены в крупных городах или поблизости от них и имеют хорошее железнодорожное сообщение с морскими контейнерными терминалами.
Внутренние терминалы — это терминалы, расположенные за пределами городов. Они также соединены с морскими терминалами и играют жизненно важную роль в цепочке поставок в целом. Рассмотрим, например, множество стран Европы, не имеющих выхода к морю, и их невозможность торговать товарами с дальними странами без такой взаимосвязи.
Давайте рассмотрим Швейцарию, которая не имеет прямого выхода к океану. Единственный способ доставки товаров в эту страну и из нее, особенно в более отдаленные районы, — это через внутренние терминалы. Для таких перевозок часто используется баржа для перевозки контейнеров из морского терминала в другой стране во внутренний терминал в Швейцарии. Затем для перевозки грузов из внутреннего терминала в конечный пункт назначения используется грузовик. Например, вдоль реки Рейн в районе Базеля расположены различные терминалы, которые выполняют именно эту функцию.
Поскольку во многих европейских странах нет морских портов, их экономическое благосостояние зависит от наличия сухопутных путей сообщения с морскими портами других стран. То же самое можно сказать и о внутренних транспортных узлах по всему миру.

Как работают контейнерные терминалы

По прибытии судна в порт, обслуживаемые портовые краны на терминале поднимают контейнеры с судна. Затем причальные краны перегружают контейнеры на транспортные средства, например, автоматически управляемые транспортные средства (AGV).

Loading and unloading of containers crane truck and special truck in the port on a sunny day

Эти транспортные средства перемещаются между судном и контейнерным штабелем, где они выгружают контейнеры для кратковременного хранения. После этого контейнеры снимаются со штабеля кранами и транспортируются AGV к следующему виду транспорта. Это может быть баржа, судно, грузовик или поезд.
Для погрузки экспортных контейнеров на судно эти процессы выполняются в обратном порядке. Большинство терминалов по-прежнему используют оборудование с обслуживающим персоналом, такое как портальные контейнеровозы, краны и многотрейлерные системы. Однако в последнее время автоматизация портов и терминалов демонстрирует впечатляющие успехи.

Автоматизация портов

Это использование автоматизированных процессов, технологий и машин для управления перемещением контейнеров в порты и из портов. Автоматизация портов включает в себя использование роботов, беспилотных транспортных средств и автоматизированных штабелирующих кранов. Вот некоторые из преимуществ автоматизации портов и терминалов:

Сегодня автоматизировано лишь около 4% портов мира — это около 53 контейнерных терминалов. Тем не менее, автоматизация неуклонно растёт, и не без оснований она, несомненно, упростит и повысит эффективность портовых операций для всех участников.

5 крупнейших операторов контейнерных терминалов мира

Интересно, кто крупнейшие операторы терминалов в мире? Ознакомьтесь со списком ниже, чтобы узнать больше о них:

PSA International: 91,5 млн TEU в 2021 году

PSA International начала свою деятельность в качестве глобального оператора терминалов в 1996 году. В настоящее время это самый загруженный оператор терминалов в мире с глобальной сетью из более чем 50 локаций в 26 странах. Компания PSA насчитывает более 40 000 сотрудников и владеет более чем 60 глубоководными морскими, железнодорожными и внутренними терминалами. Компания также занимается морскими перевозками и управлением складами по всему миру.

COSCO SHIPPING ports limited: 122 млн TEU в 2022 году

Это второй по загруженности оператор терминалов в мире. COSCO SHIPPING Ports, дочерняя компания китайской судоходной компании COSCO, со штаб-квартирой в Гонконге. COSCO SHIPPING Ports обслуживает основные портовые регионы Китая, Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока, Южной Америки и Средиземноморья.

APM Terminals: 44 млн TEU в 2021 году

APM Terminals со штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды, является третьим по загруженности оператором портов и терминалов в мире. В настоящее время глобальная сеть APM насчитывает 67 терминалов. В 2021 году этот оператор осуществил впечатляющий объем контейнерных перевозок – 12,8 млн. China Merchants Group: 44 млн TEU в 2020 году
China Merchants Group (CMG), основанная в 1872 году, — международная государственная корпорация Китайской Народной Республики. CMG занимается инвестициями, развитием и эксплуатацией портов и имеет сильные позиции в Гонконге, Тайване и Шэньчжэне, а также в Юго-Восточной Азии, Африке, Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Америке, Южной Америке и Океании.

DP World: 44,3 млн TEU в 2020 году

Это пятый по загруженности оператор портов и терминалов, работающий в более чем 180 странах мира, с впечатляющей командой из более чем 56 000 сотрудников. DP ​​World, базирующаяся в Дубае, специализируется на грузовой логистике, операциях портовых терминалов, морских перевозках и зонах свободной торговли.

Типы контейнерных терминалов в зависимости от формы собственности

Теперь пора рассмотреть форму собственности терминалов. В настоящее время контейнерные терминалы по всему миру подразделяются на пять основных типов:

Государственные терминалы

На государственном терминале все объекты, такие как погрузочно-разгрузочные процессы, тарифные ставки и выделенные контрольно-пропускные пункты, распределены поровну между судоходными линиями. Они работают по принципу «первым пришел – первым обслужен». За обработку контейнеров применяются стандартные тарифы или предоставляются скидки по согласованным ставкам.

Специализированные терминалы, арендуемые перевозчиками

Эти терминалы являются результатом сотрудничества между крупными перевозчиками и портовыми властями, результатом которого является подписание долгосрочных договоров аренды на исключительное использование этими перевозчиками.
Перевозчики несут ответственность за оплату всех расходов в обмен на приоритетный доступ и использование этих терминалов. Например, Maersk имеет довольно много терминалов, заключенных на долгосрочное использование. С другой стороны, некоторые судоходные линии разработали партнерские соглашения, предусматривающие многопользовательские долгосрочные контракты. Все партнеры-участники совместно используют эти выделенные терминалы и несут все расходы.

Терминалы, построенные и эксплуатируемые

Операторы терминалов являются прямыми инвесторами в строительство, эксплуатацию и перегрузочное оборудование терминала. Договоры аренды с портовыми властями заключаются с внесением депозита в счет общей стоимости обработки контейнерных операций.

Терминалы для перевозчиков

Это вид лицензирования, при котором перевозчик или несколько перевозчиков арендуют контейнерные терминалы, внося авансовые платежи портовым властям. Они также могут напрямую инвестировать в их строительство, эксплуатацию и услуги по обработке грузов, аналогично терминалам, построенным и эксплуатируемым.

Совместное предприятие перевозчиков и операторов терминалов

В этом случае судоходные линии и операторы терминалов создают компанию для совместной эксплуатации терминалов. Это обеспечивает безопасную, приоритетную и эффективную обработку контейнеров.

Что такое сборы за обработку терминала (THC)?

Сборы за обработку терминала (THC) — это сборы, взимаемые на терминалах за хранение и размещение контейнеров перед их погрузкой на суда. Эти сборы включают в себя расходы на техническое обслуживание, обработку оборудования и разгрузку контейнеров. Портовые сборы зависят от местных расходов, которые несет терминал. Поэтому, в зависимости от порта прибытия вашего товара, сборы за терминальную обработку могут значительно различаться. Перед отправкой товара лучше провести небольшое исследование, чтобы выяснить, какой тип сборов вас интересует.
К сожалению, сборы за терминальную обработку не обойти, поэтому их необходимо учитывать при отправке товаров практически в любую точку мира. Однако есть способы сэкономить на других портовых сборах. Давайте узнаем об этом подробнее в следующем разделе.

Портовые сборы и как на них сэкономить

Помимо портовых сборов, существуют различные другие сборы и комиссии, которые необходимо учитывать при отправке товаров. Два важных сбора, которые следует учитывать, — это сборы за простой и задержку. Так что же это за сборы?
Как правило, при использовании контейнеров, принадлежащих перевозчику (COC), вам предоставляется определенное количество бесплатных дней. Если вы вернете контейнеры в течение бесплатных дней, вам не придется платить никаких дополнительных сборов. Однако, если вы не вернёте контейнеры в течение бесплатных дней, судоходные компании взимают плату за простой и задержку. Эти сборы могут значительно увеличиться.
К счастью, есть способы избежать этих неприятных дополнительных расходов. И мы расскажем вам, как. Решение заключается в использовании контейнеров, принадлежащих грузоотправителю (SOC), вместо контейнеров, принадлежащих перевозчику.
С контейнерами SOC у вас наконец-то есть гибкость и контроль над своими контейнерами. Выбирайте именно те контейнеры, которые вам нужны, в нужном состоянии и тогда, когда они вам нужны. Вы также можете отправлять товары в любую точку мира, как ближнего, так и дальнего, не беспокоясь о высоких комиссиях перевозчика.

Где найти SOC

Container xChange — ваш ответ. Мы — торговая площадка для пользователей и поставщиков контейнеров, предлагающая более 10 000 SOC для аренды или покупки. Мы уже упоминали, что эти SOC доступны более чем в 2500 точках по всему миру? Получить качественные контейнеры на Container xChange очень просто. Как только вы станете участником нашей платформы, перейдите к функции поиска, выберите нужный тип контейнера и местоположение, а затем нажмите «Поиск». Та-да! Вы найдете множество контейнеров SOC, соответствующих вашим критериям.

Контейнерные терминалы: текущие проблемы отрасли
Сегодня контейнерные порты и терминалы сталкиваются со множеством сложных проблем. В настоящее время около 90% всех грузов и сырья перевозится океанскими лайнерами, что создает огромную нагрузку на порты и терминалы, вынуждая их внедрять инновации быстрыми темпами, чтобы не отставать.
Во-первых, постоянно растущие объемы грузов требуют использования более крупных и качественных судов, а также внедрения более оптимизированных процессов.

Такие события, как пандемия COVID-19, продемонстрировали нам, насколько хрупкой является международная цепочка поставок. Не говоря уже о том, какие разрушительные последствия для экономики, бизнеса и средств к существованию может иметь разрыв этой цепочки. Повреждение даже одного звена цепочки влечет за собой эффект домино для всей системы.

Мы наблюдали это на практике в 2020 году, когда пандемия поразила Китай. Резкий рост спроса со стороны западных экономик привел к одностороннему потоку товаров из Китая. В то же время спрос в обратном направлении оставался низким, что нарушило контейнерные перевозки. Это привело к серьёзному дефициту контейнеров, росту транспортных расходов, потребности в дополнительных складских помещениях и серьёзным задержкам в терминалах и портах по всему миру.